НАБЛУС

Наблус примерно в 63 километрах к северу от Иерусалима - второй по величине город на территории Западного берега реки Иордан (Иудеи и Самареи). Сегодня это процветающий промышленный и торговый центр с множеством памятников старины и мест археологических раскопок. Особенно впечатляет римский амфитеатр в самом центре города, который круглый год влечет к себе посетителей.

Наблус получил международную известность благодаря оливкам и оливковому маслу высочайшего качества. По рынку в центре Старого города можно бродить часами. Здесь производят вкуснейшие сладости. Непременно попробуйте канафе - деликатес из плавленного сыра, измельченных зерен и сладкого медового соуса.

Еще одна важная достопримечательность этих мест - колодец Яакова в деревушке Балата в двух километрах к востоку от Наблуса. Легенда гласит, что именно здесь Яаков попросил самаритянку добыть ему воды из колодца. В наши дни колодец Яакова находится на территории греко-православного монастыря и открыт для посещений. В западной части Наблуса есть самаритянский квартал. История его восходит к 71 году до нашей эры. Самаритяне следуют заповедям Торы, но расходятся с классическим иудаизмом в отношении места жертвоприношения Авраама и алтаря Иисуса Навина. Они считают, что все эти события произошли на горе Гризим.

Наблус традиционно знаменит своим мылом на основе соды и оливкового масла. Хотя с течением времени производственные технологии претерпели некоторые изменения, местное мыло и по сей день славится своим высоким качеством и экспортируется в множество стран Ближнего Востока. Фабрики по изготовлению мыла предлагают экскурсии, на которых можно ознакомиться со всеми этапами производства.

Особый интерес для туристов представляют недавно отреставрированные турецкие бани. Бани славятся своими древними традициями и восходят еще ко временам Римской империи. В начале 19-го столетия немалая часть общественной жизни Наблуса была сосредоточена в местных городских банях («хаммаме»). В наши дни эта традиция продолжается в двух общественных банях, которые были восстановлены совсем недавно. Не упустите идеальную возможность расслабиться и отдохнуть от мирской суеты! Попарившись, вы сможете продлить себе удовольствие за трубкой кальяна и недорогими закусками.

ТЕЛЬ БАЛАТА

Тель Балата в трех километрах к востоку от Наблуса - самый древний и самый могущественный из городов ханаанского периода, который многократно разрушался, а затем возводился вновь. Руины этого древнего города сосредоточены  на холме на высоте 525 метров над уровнем моря. Крепость на вершине холма - это самый большой и впечатляющий ханаанский храм на территории Палестины, дошедший до наших дней. Также сохранились две пары монументальных ворот, массивные городские стены и дворец губернатора с небольшим частным помещением для молитв, караульными помещениями, залом для собраний, жилыми комнатам и кухней.

СЕБАСТИЯ

Древний королевский город Себастия или Самария - один из крупнейших археологических памятников Палестины. Руины древней Себастии находятся в 12 километрах к северо-западу от Наблуса, на холме рядом с нынешней деревней с таким же названием. Как показали раскопки, первые жители пришли сюда еще в медно-каменном веке, примерно в 4000 году до нашей эры. Но политическое значение это место обрело только после того, как царь Омри возвел здесь для себя город и назвал его «Самария». Со времен древней Себастии до наших дней дошли римские могилы, башня древнегреческого периода, базилика императора Севера и ворота царя Ирода, венчающие вход на улицу с 600 колоннами по обеим сторонам. Как написано в Библии, именно здесь найдена голова Иоанна Крестителя, и в его честь была построена церковь крестоносцев, которую впоследствии превратили в мечеть.

 ТЕЛЬ ТААНАХ

Тель Таанах - это курган грушевидной формы площадью примерно 14 акров и высотой 178 метров над уровнем моря. Он расположен у северной оконечности Наблусной горной гряды и у южной границы Мардж Ибн Аммера, в восьми километрах к югу от Тель Эль Мутеселлим (Мегидо). Тель Таанах занимает стратегическое положение на границе между горным массивом и равниной, на пути из Дженина в Хайфу, к западу от исторического перевала Вади Хасан и к востоку от Эль Ямуна. Современная палестинская деревенька Тааннек на юго-восточном склоне холма по сей день носит древнее название «Таанах», что является красноречивым свидетельством его преемственности из поколения в поколение. Впервые это название упоминается примерно в 1350 году до нашей эры в письмах Амарны. Таанах также упомянут в списке городов, покоренных египетским фараоном Тутмосом III в ходе военной кампании в Азии в 1468 году до нашей эры. Как следует из пятого и шестого письма Амарны, в те времена город подчинялся египетскому правителю, находившемуся в Мегидо, но тем не менее сохранил статус независимого города-государства (Глок, 1983). В 918 году до нашей эры он вновь был завоеван фараоном Шишаком I в результате военного похода на Палестину. Таанах неоднократно упоминается в Библии в качестве ханаанского города, который так и не удалось покорить Иисусу Навину. В более поздние времена Таанах упомянут Евсевием в 4-м веке в качестве крупного поселения, а также в средневековых летописях крестоносцев.

ДЖЕНИН, ТУЛЬКАРМ И КАЛЬКИЛИЯ

Северные районы Дженина, Тулькарма и Калькилии, расположенные между центральным горным массивом и прибрежной низменностью на западе и  Мардж Ибн Аммер на севере, образуют центр Палестины. В прошлые времена этот район был важным перекрестком дорог, соединяющих побережье с северными областями. Здесь проходил исторический морской путь (Виа Марис)  и другие внутренние дороги между горами и морем. В этом районе сосредоточено немало археологических  памятников. В ходе раскопок  (Тель Таанах, Тель Дженин, Хирбет Балама, Тель Дотан, Хирбет Эс Самра и Вади Кана) обнаружено множество свидетельств богатой истории и культуры этих мест от доисторического периода до наших дней. Поражает красота и живописность местных пейзажей - от холмистых гор до зеленых долин. Разнообразие природы этого региона отражено в широком ассортименте местной сельскохозяйственной продукции: от оливок до миндаля и от инжира до лимонов и апельсинов.

ХИРБЕТ БАЛАМА И ВОДОВОД

Хирбет Балама находится на южном въезде в Дженин, примерно в двух километрах к югу от центра города. В ханаанский период здесь был укрепленный город, который занимал стратегически важное положение на дороге в Вади Балама и связывал долину Араба с Мардж Ибн Аммера . Считается, что здесь находился древний Билеам, который упоминается в египетских королевских архивах 15-го столетия до нашей эры. В  классический период это место известно под названием Бельмонт, а в средние века - как Кастеллум Белейсмум. Водовод состоит из трех частей - на нижнем входе расположен арочный проем, далее вверх на запад ведет вырубленный в скале туннель, а верхняя часть завершается узким проходом, построенным лишь частично. На данный момент изучено 115 метров туннеля, причем 105 из них вырублены в скале и включают 57 ступенек. В ходе недавних совместных раскопок были обнаружены глиняные сосуды, металлические предметы, изделия из стекла, монеты и несколько надписей.  Все эти предметы указывали на то, что цивилизация в этих местах уходит своими корнями в бронзовый век, сохранялась на протяжении железного века и пережила все важнейшие исторические эпохи - персов, греков, римлян, омейядов, крестоносцев, айюбидов, мамлюков и Османскую империю.

ЦЕРКОВЬ В БУРКИНЕ - ЦЕРКОВЬ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ

Селение Буркин находится примерно в пяти километрах к западу от Дженина, у северной оконечности долины Араба. Оно упоминается в ряде исторических источников. В 16-м столетии здесь была крошечная деревушка. В ходе археологических раскопок в Буркине обнаружены свидетельства, относящиеся к раннему, среднему и позднему бронзовому веку, железному веку, а также к эпохе Римской империи, византийскому периоду и временам правления омейядов, айюбидов, мамлюков и ранней Османской империи. На  северном склоне холма, над ущельем Вади Буркин, находится греко-православная церковь Святого Георгия. Она посвящена Святому Георгию - самому почитаемому и самому популярному святому среди христиан и мусульман.

ТЕЛЬ ДОТАН

Селение Тель Дотан находится у южного подножия холма в восточной части долины Араба - примерно в восьми километрах к северу от Дженина и в километре к востоку от трассы Наблус - Дженин. Оно расположилось посреди плодородной долины, где всегда царствует весна.

ВАДИ КАНА

В 1980 году в районе Вади Кана была обнаружена пещера, которая состояла из нескольких природных пещер, переходящих одна в другую. В ходе археологических раскопок в пещерах найдены ценнейшие свидетельства, восходящие к новому каменному и медно-каменному периоду, а также к раннему бронзовому веку. Пещеры использовались для погребения усопших. Среди предметов древности, обнаруженных археологами, глиняная посуда, кремневые орудия, камни и изделия из слоновой кости. Во всех частях пещер найдены свидетельства нового каменного века, в частности, глиняные сосуды, относящиеся к древней ярмукской культуре. Тем не менее, подавляющее большинство предметов датируется медно-каменным периодом и включает глиняную посуду, базальт, металлические изделия, кости, ювелирные изделия из слоновой кости и человеческие скелеты. Самой важной находкой этой эпохи считаются изделия из меди, золота и сплава золота и серебра (электрум) - они были обнаружены впервые в истории. В пещере найдено восемь предметов из электрума и золотых изделий. На данный момент они признаны самыми древними в Палестине изделиями из этих драгоценных металлов.